Бьюти-бокс по-советски: секреты макияжа в эпоху дефицита
Бьюти-бокс по-советски: секреты макияжа в эпоху дефицита
Люди стремились быть красивыми во все времена — но в СССР это давалось им особенно тяжело. Рассказываем, во сколько обошлась бы советскому гражданину пластическая операция, какой была идеальная женщина по версии партии (спойлер: чистой) и зачем на голову лили пиво.
«Парикмахерские тоже переживают кризис. Во многих столичных парикмахерских нет ни одеколона, ни шведской воды, ни бриолина. После бритья лицо „освежают“ простой водой, а волосы мочат какой-то сомнительной помадой. Хорошо еще, что есть мыльный порошок для бритья и пудра. По-видимому, недалеко то время, когда каждому обывателю придется поневоле отпустить бороду. Бритые физиономии отойдут в область предания» — так писали петроградские газеты в августе 1917 года. После Октябрьской революции ситуация стала еще хуже. Горожанам пришлось изменить своим привычкам в области гигиены и красоты.
Английский писатель Герберт Уэллс посетил Петроград в 1920-е и был поражен тем, что произошло с городом. Опустел Невский проспект, где прежде шла оживленная торговля. Литературовед Виктор Шкловский рассказал Уэллсу о корабле, который незадолго до этого привез в Петроград немного еды и коробки с парфюмом из Парижа:
«Мы эти духи меняли на продукты, хорошие французские духи…»
Духи стали бесценной валютой — ведь после революции в России уцелело всего два предприятия, которые производили косметику. Первая — бывшая фабрика Товарищества Альфонса Ралле, а теперь фабрика «Свобода». Вторая — фабрика Брокара, ставшая «Новой зарей». Однако в первое время вместо духов, пудры и помады они стали производить тоннами обычное хозяйственное мыло. «Чистота — это лучшая красота», — заявляла новая власть и старалась убедить население: в новом мире нет времени думать о таких глупостях, как косметика.
Сфера красоты очень быстро становится сферой политического влияния. Отныне нет просто женщин — есть рабочие и комсомолки, и их внешний вид должна регулировать линия партии. В журнале «Работница» появлялось много публикаций на эту тему. Так, сотрудницы одной из фабрик в 1924 году постановили: «Не пудриться и не мазаться. Лицо портится и нехорошо. Как будто обман какой». В другом номере «Работница» провозглашала:
«Мы, коммунисты и комсомольцы, стоим за красоту, за красивое тело, за изящную человеческую фигуру. За естественную красоту, а не подмалеванную». И годом позже: «При повышении культурного уровня женщины вся эта косметика сама по себе ликвидируется».
Духи, тени, помада, пудра преподносились как элементы мещанского, нэпманского образа жизни, враждебного нынешнему строю. В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», который стал манифестом авангарда 1920-х, есть любопытная монтажная фраза: крупный план женских рук в маникюрном салоне сменяется крупным планом женщины, склеивающей пленку за монтажным столом. Труд монтажницы Вертов уравнивает с трудом рабочего. Оба они трудятся над созданием нового, лучшего мира, и оба противопоставлены прежнему укладу.
Белая ночь. Реклама. 1930-е. Источник
«Человек с киноаппаратом» — не только политическое и художественное высказывание, но и документ эпохи. Где еще современный человек может увидеть странные завивочные аппараты и ни на что не похожие тренажеры для похудения?
Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Завивка. Источник
Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Маникюр. Источник
Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Женщина красит губы. Источник
Риторика о том, что искусственно приукрашивать внешний вид недостойно коммуниста, конечно, имела целью снизить социальное напряжение. Рабочие и крестьяне просто не могли позволить себе косметику — заботливая партия и успокаивала: приличные люди в ней и не нуждаются. В то же время представители власти и богемы могли если и не жить по-прежнему красиво, то по крайней мере стараться. Например, Лиля Брик не любила отказывать себе в новых нарядах и косметике. Когда Владимир Маяковский уезжал за границу, она давала ему записочки с тем, что нужно купить. Вот отрывок из одной такой записочки:
«…Чулки. Бусы (если еще носят, то голубые). Перчатки.
Очень модные мелочи. Носовые платки.
Сумку (можно в Берлине дешевую, в K.D.W.)
Духи: Rue de la Paix, Mon Boudoir и что Эля скажет [сестра, Эльза Триоле]
2 коробки пудры Arax. Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз».
Тем, кто не мог позволить себе роскошь фирменной косметики, приходилось справляться подручными средствами. Пантелеймон Романов в рассказе «Актриса» пишет о хрупкой, утонченной женщине, доведенной до отчаяния лишениями революционного времени:
«В последнее время у нее не было пудры (лишение, которого она никогда себе не представляла возможным). Она, мучаясь от стыда перед самой собой, употребляла вместо нее зубной порошок».
Однако со временем и в экономике, и в политике партии происходят изменения. На смену бесполому трудящемуся существу приходит ухоженная женщина 1930-х. Баррикадный аскетизм сменяется сталинским ампиром. В культуре популяризируется образ женщины, которая занимается общественными делами, но при этом не забывает следить за собой. Именно в эти годы в столице появляются первые косметические кабинеты. Легко догадаться, что они были доступны только узкому кругу элиты.
«Красный мак». Реклама. 1930-е. Источник
В 1937-м открывается Институт косметики и гигиены. Это было первое заведение такого типа в Советском Союзе. Здесь делали массаж, депиляцию, педикюр, выводили татуировки. Журнал «Огонек» рассказывал:
«В приемной Института косметики и гигиены, открытого в Столешниковом переулке в Москве, можно встретить самых разных посетителей, и молодых красивых женщин, желающих стать еще красивее, и ветеранов гражданской войны, пришедших избавиться от шрамов, и молодого рабочего, решившего разделаться с одолевшими его угрями, и начинающего лысеть молодого инженера, и военного, собирающегося сгладить здесь свои оспенные рябины, и молодых и пожилых работниц с фабрик и заводов, и людей, специально приехавших из провинции для того, чтобы пройти здесь курс лечения».
Существует мнение, что институт был создан специально, чтобы поддерживать красоту актрисы Любови Орловой.
Это не совсем так. Институт был создан в 1930-е, а Орлова сделала первую пластическую операцию ближе к 1960-м. Благодаря этой операции пожилая Орлова смогла сыграть в фильме «Скворец и лира» 40-летнюю женщину.
Любовь Орлова в фильме «Скворец и лира». Источник
Любопытно, что именно Орлова на экране стала клиенткой настоящего советского визажиста. В фильме «Весна» (1947) героиня Рины Зеленой примеряет ей с помощью стекла разную форму губ, пока не останавливается на одной, наиболее подходящей. «Сексапил номер 4!» — радостно провозглашает она.
Фрагмент из фильма «Весна»
Послевоенное время возвращает в моду идеалы скромности и чистоты. Использование косметики клеймится как нечто неприличное.
Показателен эпизод из фильма «Большая семья» (1954). Пожилой рабочий заходит в гости к девушке-инженеру. Оглядывает ее комнату, туалетный столик: «Духи, значит? Может, у тебя и пудра есть?» Та поспешно оправдывается: «Что вы, Илья Матвеевич, я не крашусь».
Злоупотребление косметикой становится излюбленным объектом внимания советских сатириков. Карикатуры на эту тему появляются в журнале «Крокодил».
Карикатура из журнала «Крокодил». Источник
Тем же, кто все-таки хотел иногда выглядеть нарядно, приходилось идти на известные ухищрения. В 1950–1960-х советские женщины уже не пудрились мукой и не красили щеки свеклой, но косметическая индустрия всё еще не могла удовлетворить потребности всех желающих.
Тушь в СССР была только одна, она называлась «Ленинградская». В коробочку с тушью надо было плевать, а потом терпеливо разделять иголкой склеенные ресницы.
Как это делалось, можно увидеть в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где любовница режиссера плюет в коробочку, чтобы сухой черный брусок начал отдавать цвет щеточке. При невозможности купить тушь в ход шли домашние рецепты: например, тушь можно было сварить в домашних условиях из пробки, свечки и мыла.
Ленинградская тушь. Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Вместо привычных нам щипцов женщины использовали для завивки ресниц раскаленную вилку или обычный… столовый нож. В романе Андрея Битова «Пушкинский дом» лирический герой с удовольствием разглядывает, как прихорашивается его возлюбленная:
«…Его радовала закопченная железная вилка, которую Фаина уходила калить в кухню на газе и бегом возвращалась, отставив слегка руку в сторону с раскаленной вилкой и помахивая ею (на эту вилку она наматывала прядь, совершая последний и самый выразительный локон), и столовый нож, которым она с поразительной ловкостью загибала себе ресницы, и иголка, которой она разделяла по отдельности ресницы, уже накрашенные… Эта возня с колющими и режущими предметами (у самых глаз!) казалась Леве рискованной и опасной, а то спокойствие и деловитость, с каким Фаина это всё проделывала, и восхищали, и пугали его, как смелость артиста в цирке».
Пластическая хирургия в Советском Союзе была темой, о которой не принято распространяться, но встречались и исключения. В 1965 году выходит комедия «Дети Дон-Кихота» о многодетной семье врача-акушера, чья жена работает врачом-косметологом. В одном из эпизодов к ней в кабинет врывается бывший пациент по фамилии Сазонов, который требует вернуть ему обратно уши:
«Вера Петровна, умоляю, верните мне назад мои лопоухие уши… — Сазонов, голубчик, я же вас предупреждала. Вы же себе представить не можете, что такое повторная операция. — У меня семья распадается. Дети смеются, родная мать не узнает».
Следом врывается еще одна пациентка: «Скажите пожалуйста, вы можете сделать римский или греческий профиль? — Могу, девушка, только подождите минуточку».
Теоретически услуги пластических хирургов были доступными. Цены устанавливались государством, а поэтому стоило всё недорого. Пластика носа — около 40 рублей, пластика лица и шеи — около 50. Эта сумма равнялась примерно половине средней зарплаты.
Правда, чтобы сделать такую операцию, нужно было попасть на консультацию, затем встать в очередь, дальше дело могло затянуться на два-три года.
Хитом советского проката 1960-х становится фильм «Бабетта идет на войну». Подражая Бриджит Бардо, советские женщины делают эффектные начесы, которые моментально получают название «Бабетта».
Кадр из фильма «Бабетта идет на войну». Источник
Такая прическа обычно делалась в парикмахерской и не расчесывалась в течение недели. Для фиксации ее обильно поливали лаком, который можно было изготовить самостоятельно. Для этого мебельный лак разводили одеколоном, а потом разбрызгивали из пульверизатора. Использование пива для укладки тоже было обычным делом: им мыли волосы или мочили пряди, завивая их на бигуди.
Ирина Муравьева в фильме «Карнавал». Источник
Советская реклама. Помада
Помады в СССР производили несколько фабрик, из которых лучшими считались «Северное сияние», «Новая заря», «Свобода» и «Невская косметика». В 1970-е выпускалось уже примерно 5 млн тюбиков помады в год, но этого всё равно не хватало. Да и стоила помада недешево — около 5 рублей, поэтому к ней относились очень бережно.
После того как основная часть помады заканчивалась, остатки выковыривались спичкой. А еще можно было собрать остатки нескольких помад, переплавить на водяной бане и слить в баночку. Получался новый уникальный оттенок, который наносили на губы кисточкой — почти как сейчас.
В 1980-е всё большей популярностью начинает пользоваться косметика из братских стран, которая понемногу смягчает отечественный дефицит. В Москве и Петербурге пределом мечтаний модниц была польская косметика фирмы «Поллена»: духи Вус Moze («Быть может»), перламутровый лак для ногтей и помада с модным сливовым оттенком. Гэдээровский крем для бритья марки «Флорена» практически не имел альтернатив в Советском Союзе.
Но дефицит и очереди, стояние в которых не гарантировало покупки, были неотъемлемой частью повседневной жизни. Поэтому девушки продолжали выдумывать диковинные рецепты: тени для век делали из детских мелков, контур губ наводили карандашами для рисования, а пряди волос подкрашивали копиркой. Все эти лайфхаки женщины использовали вплоть до начала 1990-х.
Крупный планНичего лишнего:
Девушки о нежелании краситься
Почему тренд на естественную красоту приобретает все больше поклонниц
- Wonder Specials , 23 декабря 2015
- 81773
- 161
В эпоху потрясающего бьюти-разнообразия существует множество стереотипов, связанных с декоративной косметикой. Главный из них — что без неё невозможно обойтись. И если во всем мире женщины сейчас самостоятельно решают, использовать им естественный образ или насыщенный макияж вне зависимости от времени суток и обстоятельств, то в России к такой свободе выбора пока не привыкли — отсутствие макияжа все еще кажется многим признаком неухоженности или излишней скромности. Тем не менее это происходит: в совместном проекте с Physiogel Wonderzine встретился с тремя девушками, которые решили отказаться от косметики. Совсем.
Увлекаться и даже злоупотреблять декоративной косметикой женщины привыкали на протяжении долгих десятилетий — ни для кого не секрет, что для «усовершенствования» природных данных они шли на огромные риски (например, ещё в конце XIX века в ходу были средства, содержащие свинец, что могло привести и приводило к летальным исходам). Позже драматизма поубавилось — спасибо достижениям косметических лабораторий, но смысл не изменился: последние 100 лет спрос на естественную красоту оставался невысоким.
«40% людей обоих полов находят ненакрашенных девушек более привлекательными»
То, что происходит с пониманием красоты сегодня, настолько потрясающе, что сравнить это можно разве что с эстетическими идеалами античности, когда в моде были здоровые, красивые в своей натуральности девушки. Не верите — пройдите в Instagram по тегу #nomakeupselfie, по которому на момент написания этого материала было выложено 277 тысяч фотографий девушек без макияжа. Этот противоречащий самой Instagram-культуре феномен так поразил учёных из Университета Бангора в Северном Уэльсе, что они провели целое исследование. Его результаты показали, что 40% людей обоих полов находят ненакрашенных девушек более привлекательными, хотя до сих пор принято думать, будто всё обстоит ровно наоборот.
Да, плоды фантазий профессионалов моды далеко не всегда приживаются среди тех, кто не имеет отношения к модной индустрии (то есть среди большинства людей на этой планете). Но то, что на девушек отчасти повлияли известные визажисты, которые выпускают на показы уровня Stella McCartney и Alexander Wang моделей с «голым» лицом, — это факт. Вокруг нас с каждым днём формируется всё более комфортное медиапространство, в котором навязывать какие-то искусственные образы становится всё сложнее, и чуткая к подобным переменам модная индустрия быстро отреагировала на эту тенденцию, тем самым дав ей новый виток развития. И мы считаем, что это хорошо. Что об этом тренде думают сами девушки, которые отказались от косметики?
Эльнара Ялалтдинова
Эльнара рассказывает, что в какой-то момент просто осознала особенности своей внешности: «В подростковом возрасте для меня идеалом красоты была старшая сестра. Она совершенно другого типажа — смуглая, черноволосая — и всегда активно пользовалась декоративной косметикой (ей, в отличие от меня, это шло). Я тоже, пытаясь походить на неё, пользовалась тоналкой, которая не подходила мне по оттенку, пыталась густо подводить глаза, но быстро поняла, что это не моё. Уже в старших классах, когда начинаешь уделять внимание выпускным экзаменам и больше не хочешь красоваться перед старшеклассниками, я поняла, что одной туши мне достаточно.
«Нет ничего круче естественной красоты»
Для меня утро и так начинается с того, что я надеваю контактные линзы и выпрямляю непослушные кудрявые волосы. Если я ещё буду наносить сто слоёв косметики, то буду тратить неоправданно много времени на сборы. Декоративная косметика — это не какое-то зло, если стрелки ровные, а помада хозяйке и правда идёт. Но, с другой стороны, когда я вижу, что у девушки плохая кожа, я понимаю, что ей нужно было думать не о том, как скрыть эти проблемы тональными средствами, а о том, как с ними бороться. В конечном итоге нет ничего круче естественной красоты. Я всегда восхищалась своими знакомыми, которые используют минимум косметики, при этом чувствуют себя уверенно и хорошо выглядят. Мне кажется, натуральный макияж — это то, к чему все должны в итоге прийти».
Эльнара признаётся, что никаких особенных хлопот кожа ей никогда не доставляла, и в этом заключается одна из причин, по которым она легко отказалась от косметики. Но внимательное отношение к своей внешности у некоторых девушек — это работа над ошибками.
Екатерина
Бутко
Креативный директор обувного бутика, блогер
Катя честно признаётся, что в свое время ей пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться сегодняшнего результата: «Раньше у меня была гормональная проблема с кожей, и мне приходилось часто ходить к косметологу, но потом я её исправила. Сейчас два раза в день я умываюсь увлажняющей пенкой и пользуюсь либо пульсирующей щёткой для кожи, либо спонжем с глиной, а потом очищаю лицо тоником, наношу сыворотку с гиалуроновой кислотой, дневной или ночной крем. Если стабильно это делать с утра и вечером, проблем не будет. Если проблемы всё равно есть, надо пойти к врачу и узнать почему — может быть, что-то не так с щитовидкой или гормонами. Нужно это лечить, а не накладывать слой штукатурки.
«Решить проблемы с кожей макияж не поможет»
Среди моих подписчиц есть множество молодых девушек, и я стараюсь пропагандировать то, что нужно меньше краситься. Сама я перестала краситься в 18 лет, но, когда я училась в 11-м классе и на первом курсе, у меня было столько же косметики, как у профессиональных визажистов. Спустя пару лет я поняла, что ничего хорошего мне это не приносит: кожа становится хуже, ты чувствуешь на лице маску, а без косметики я себя ощущаю, наоборот, очень хорошо. Правда, иногда я пользуюсь консилером — например, когда я мало спала или когда нужно прыщ замазать. А брови и ресницы я предпочитаю красить краской и фиксировать прозрачным гелем, иначе они у меня путаются. К тому же у меня часто бывают съёмки, где всегда красят, поэтому я стараюсь совмещать их с важными мероприятиями, чтобы сразу отмучиться на двух событиях за день и больше не краситься».
Есть определённая грань между применением косметики в обычной жизни и во время специальных мероприятий. История про то, что использование косметики — вынужденная необходимость на работе, близка и следующей героине. Именно это послужило основной причиной отказа от использования косметики.
Татьяна
Смирнова
Для Тани Смирновой отказ от косметики стал вынужденной мерой — девушка устает от неё на работе: «Я не крашусь, во-первых, потому, что работаю моделью — меня и так постоянно красят. А во-вторых, мне не хочется на это тратить время. Ещё я не умею краситься круто (если уж краситься, то краситься хорошо). Когда я иду на вечеринку, я могу накраситься лёгкими тенями коричневатого цвета и тушью, могу воспользоваться BB-кремом, но это бывает редко. Проблем с кожей у меня не было никогда — мог прыщ выскочить, но вообще качество кожи с тех пор, как я перестала краситься (это было лет в 16), не изменилось.
«Не хочу тратить время на макияж»
Сейчас никаким интенсивным уходом я не пользуюсь, разве что наношу увлажняющий крем и умываюсь увлажняющим флюидом — у меня сухая кожа. Плюс какие-то ухаживающие средства я вижу на съёмках или мне их советуют визажисты (любимый увлажняющий крем я как раз так и нашла). Мне кажется, что в первую очередь человек должен выглядеть ухоженно. Дело же не в том, чтобы девушка обязательно была накрашена, а в том, чтобы у неё была чистая хорошая кожа, и для этого не обязательно нужна декоративная косметика».
И наши героини, и визажисты с мировыми именами, и участники всевозможных исследований приходят, может, к не слишком оригинальному, но всё же очень справедливому выводу: натуральность красивее, чем толстый слой косметики. А в каком-то смысле решение полностью или частично отказаться от косметики можно даже считать индикатором гармонии с собой. Согласитесь, девушки, которым удалось добиться такой чистой и здоровой кожи, что она не нуждается больше в дополнительных украшательствах, заслуживают уважения и, скорее всего, вполне довольны своей внешностью, что само по себе уже очень круто. А вот представить себе Ким Кардашьян или Кайли Дженнер без многослойного скульптурирования невозможно, и здесь параллели тоже напрашиваются сами собой: в том, что семья Дженнер — Кардашьян всё увереннее двигается в сторону фрик-эстетики, не последнюю роль играет их ежедневный боевой макияж. Но на самом деле единственно правильного ответа на вопрос «Краситься или не краситься?» не существует. Главное, чтобы каждая отдельно взятая девушка чувствовала себя комфортно и помнила о том, что косметика — для самовыражения и подчёркивания достоинств. Не для маскировки проблем, которые нужно решать в медицинских кабинетах.
Материал был подготовлен командой спецпроектов в партнёрстве с Physiogel. Мнение редакции может не совпадать с мнением героев материала.
Девушки с гладкой, сияющей, а значит, хорошо увлажнённой кожей могут позволить себе отказаться от использования тонального крема или пудры. Но бóльшая часть бьюти-средств увлажняет лишь поверхностно и не даёт долгосрочного эффекта. Тем не менее в дерматокосметологии есть профессиональные технологии, способные восстановить оптимальный уровень увлажнённости кожи и вернуть ей здоровый вид.
Глубоко увлажняет и физиологически восстанавливает даже очень сухую кожу
Инновационная формула BioMimic™
Чтобы кожа выглядела здоровой, важно не просто питать её снаружи, а запустить естественный процесс увлажнения изнутри. Кремы и молочко Physiogel® с формулой BioMimic™ содержат липиды, идентичные собственным липидам кожи. Они защищают её и помогают ей быстрее восполнить естественный баланс влаги.
Гипоаллергенный состав
Агрессивные компоненты, красители, ароматизаторы — любые химические компоненты могут стать причиной раздражений и покраснений реактивной чувствительной кожи. Кремы и молочко Physiogel® имеют гипоаллергенный состав и настолько мягко воздействуют на кожу, что их можно использовать для детей с рождения.
165 лет экспертизы в уходе за кожей
Сухая и чувствительная кожа часто крайне капризна и требует экспертного ухода, который отвечает всем её потребностям. Косметика Physiogel® создана специалистами дерматологической компании Stiefel, которая уже более 165 лет занимается разработкой новейших решений для ухода за кожей.
PHYSIOGEL®
Косметика для ухода за сухой и чувствительной кожей
Главные факты о Payot
Известной французской марке исполняется в этом году 100 лет. «Коммерсантъ» вспоминает основные факты как о самой создательнице — Наде Пайо, так и о ее детище, косметической марке, в прямом смысле определившей лицо современной косметической индустрии.
Надя Пайо (крайняя справа) с сестрами
Фото: из архива Payot
Надя-Грегория Пайо родилась в 1887 году в Одессе, в семье состоятельных буржуа Григория и Паулины Раша, в которой помимо нее было еще десять братьев и сестер. Уже в раннем детстве она хотела стать врачом, что в то время для женщины было практически невозможно. Однако в 1907 году двадцатилетняя Надя переезжает из родной Одессы в Швейцарию и поступает на медицинский факультет университета в Лозанне. А шесть лет спустя Надя становится первой женщиной-доктором своего поколения. К слову сказать, новоиспеченный доктор прекрасно владела французским, испанским, английским, немецким и русским языками.
Жизнь в Америке
Надя с мужем Эдмоном
Фото: из архива Payot
В Швейцарии Надя встречает своего будущего супруга — инженера Эдмона Пайо, с которым уезжает в Буэнос-Айрес. В Аргентине она нанимается волонтером в местные медицинские учреждения, помогая тем, кто не может оплатить медицинские услуги. Через год Эдмон получает работу в субтропической зоне, в провинции Сальта, где предполагалось построить железную дорогу, и пара остается там на несколько лет. Невзирая на непростые условия жизни, тяжелый климат и вспышки малярии, годы спустя Надя-Грегория Пайо тепло вспоминала то время, когда «ездила консультировать больных в пампасы верхом на лошади».
В 1917 году супруги Пайо переезжают в Нью-Йорк, и этот город в корне меняет жизнь доктора Нади Пайо. Именно в Нью-Йорке она познакомилась с первыми Институтами красоты и решила использовать свои медицинские знания в области косметологии и сделать прикладную эстетику дисциплиной на стыке с медицинской наукой.
Фото: из архива Payot
В Нью-Йорке Надя знакомится с русской балериной Анной Павловой, которая в то время блистала на подмостках, исполняя партию умирающего лебедя в хореографической постановке Михаила Фокина на музыку Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных». Противоречие в облике балерины — молодое тело и усталое от частого ношения грима лицо (ей на тот момент было всего 36 лет, что по современным меркам совсем не возраст) — подтолкнуло доктора Пайо к мысли о том, что для того, чтобы прекрасно выглядеть, недостаточно лишь пользоваться косметикой. Лицо, как и тело, требует нагрузки и стимуляции. Это понимание привело к появлению новых методик и косметических средств, а знакомство с Анной Павловой переросло в дружбу.
Интерьеры Института Payot
Фото: из архива Payot
Интерьеры Института Payot
Фото: из архива Payot
Интерьеры Института Payot
Фото: из архива Payot
Интерьеры Института Payot
Фото: из архива Payot
Интерьеры Института Payot
Фото: из архива Payot
Интерьеры Института Payot
Фото: из архива Payot
Первая методика, получившая в дальнейшем название «Гимнастика для лица и шеи», появилась в начале 20-х годов прошлого века и стала настоящей революцией в мире косметологии того времени. Она меняет понятие о красоте как о чем-то неумолимо исчезающем. Идея Нади Пайо была такова: «Мышцы лица должны работать так же, как и мышцы тела».
Впоследствии, объединив косметологию и физиотерапию как инструмент эстетического и лечебного ухода за кожей, доктор Надя Пайо разрабатывает и методику ухода за телом, включающую мануальный массаж, ионофорез, хромотерапию, термальные ванны и обертывания, душ Виши.
Первые косметические средства — Париж
В 1920 году чета Пайо переезжает в Париж, где Надя продолжает свои исследования, занимаясь разработкой новых биологических средств по уходу за кожей и специальной методики массажа. Надя использует при создании своих эликсиров и кремов исключительно биологические натуральные ингредиенты — травы, серу и камфору. Все это поначалу происходит на улице Сан-Фердинан, недалеко от квартала Терн, на обычной парижской кухне. Именно там Надя-Грегория разрабатывает косметические средства, формулы которых впоследствии войдут в золотой фонд марки и останутся в производстве еще на протяжении 60 лет.
Здание, в котором располагался Институт Payot
Фото: из архива Payot
Доктор Пайо обучает новых ассистенток, а в 1925 году открывает первый Институт красоты по адресу улица Ришпанс, дом 25 и называет его Salon Payot. Дело процветает, и в 1937 году в новом помещении, в доме 10 по улице Кастильон она открывает уже и Институт красоты (Institut Payot), и магазин по продаже косметики. Интересная деталь: в салоне на улице Кастильон появляются вазы с цветами — пурпурными орхидеями, ставшими впоследствии символом марки Payot. Надя лично подбирала этот пурпурный оттенок для первых стеклянных флаконов Payot, а позже заказывала графику для своих рекламных плакатов известному в те годы художнику Рене Грюйо.
Доктор Надя дает урок массажа
Фото: из архива Payot
В 1947 году на первом этаже салона на улице Кастильон доктор Пайо открывает школу «Леди красоты» — так в те времена называли косметологов,— где преподает целый комплекс знаний и навыков, включая не только физиологические особенности кожи или методики ухода за ней, но и психологию. Доктор Пайо не разделяла внутреннее душевное здоровье со здоровьем физическим. «Я долго занималась своим телом, пока не настал день, когда я поняла, что должна заняться своей душой,— говорила доктор Пайо.— Все взаимосвязано в физической жизни — разрушение одной части организма неизбежно влечет за собой разрушение остальных».
Обычный курс обучения был рассчитан на год. Существовали также пятимесячные «ускоренные косметологические курсы» для дипломированных косметологов. Доктор медицины на своих курсах преподавала анатомию, физиологию и эстетическую дерматологию. Студентки курсов обучались основам «Гимнастики для лица и шеи», а также знакомились с продукцией Пайо, учились правильно ее использовать и продавать. Самые квалифицированные преподаватели обучали их техникам массажа, маникюра, восковой эпиляции. Визажисты знакомили их с секретами макияжа. Открытые доктором Надей Пайо секреты красоты и разработанные ею методики по уходу за кожей лица и шеи и телом используются в салонах Payot до сих пор.
Первые средства Payot
Фото: из архива Payot
Кремы и не только
Надя Пайо стала первооткрывателем в области косметологии и воплотила свои идеи, разработав косметические средства для разных типов кожи, хотя те в годы, когда она начинала, культура ухода за собой только зарождалась, многие просто умывались мылом. Эти средства она объединила в так называемую общую серию, а затем, выходя за рамки традиционной классификации, занялась решением специфических и индивидуальных проблем эпидермиса и создала линии косметических средств, помогающих справиться с той или иной конкретной проблемой: обезвоживанием, повышенной чувствительностью, потерей жизненной энергии, недостаточным сиянием кожи, высыпаниями.
Надя Пайо в своем саду
Фото: из архива Payot
В конце 50-х годов XX века Надя Пайо продала свою компанию американцу Джозефу Александеру, распорядителю марки Revlon во Франции, но продолжала регулярно появляться в Институте красоты и участвовать в приеме экзаменов в школе косметологов.
25 декабря 1966 года Надя-Грегория Пайо умерла в возрасте 80 лет в больнице города Монж недалеко от своего швейцарского дома. Удивительно, что это произошло через несколько месяцев после смерти ее главных конкурентов Элизабет Арден и Елены Рубинштейн.
4. Инвестируй в хорошую палетку для контуринга
Когда на коже видны первые морщинки, сделать правильное скульптурирование лица может оказаться достаточно сложной задачей. Многие формулы корректоров и консилеров западают в тонкие линии, еще больше подчеркивая каждую мелкую морщину. Чтобы получить максимальную отдачу от процесса, запасись универсальным набором для контурирования, который будет включать все необходимые продукты и подходящую тебе текстуру. Делай ставку на кремовые или более сухие средства, в которых не так много масел, как в обычном консилере. Такие текстуры не скатываются и не забиваются в складки кожи, а также лучше перекрывают пигментные пятна.
Попробуй компактный консилер для лица Laura Mercier Secret Camouflage или обрати внимание на следующий топ-10 палеток для контурирования лица:
- Bobbi Brown BBU Palette
- Cinema Secrets Ultimate Corrector 5-in-1 Pro Palette
- Lancôme Le Corrector Pro Concealer Kit
- Inglot Freedom System Cream Concealer Palette
- MAC Studio Conceal and Correct Palette
- Stila Correct & Perfect All-In-One Color Correcting Palette
- Maybelline Master Camo Color Correcting Kit
- NYX 3C Conceal, Correct, Contour Palette
- Lorac Pro Conceal/Contour Palette
- Sephora + Pantone Universe Correct + Conceal Palette
В школу
В большинстве случаев предназначение повседневного макияжа будет связано со школой:
- Повседневный. Школьный мейк-ап девочки подчиняется строгому дресс-коду как у взрослых женщин, работающих в офисе. Яркие краски недопустимы – это неуместно. Никаких стрелок и утяжеления образа быть не может: это дневной макияж, который отличается легкостью и подчеркивает свежесть лица. Главный акцент – здоровье кожи.
- На 1 сентября. Особый день позволяет некоторую торжественность. Обязательно нужно выделить румянец, показать свежий, отдохнувший тон лица. Усилить хорошее впечатление лучше аккуратной прической.
- На последний звонок. 9 и 11 класс – переходная пора. Дни прощания со школой немного печальны, но особо торжественны. В этих случаях разрешается некоторая свобода макияжа. Можно усилить акцент глаз, выбрать более насыщенный цвет теней.
Помимо этого, остаются и другие случаи для применения подростковой косметики:
- Кружок, внеклассное мероприятие. Традиционная скромность, минимум блеска и умеренность теней. По возможности нужно обходиться без карандаша. Это тот случай, когда не важен класс (6, 7, 9 и др.): важно произвести хорошее впечатление на окружающих.
- На День рождения. Повод разнообразить стиль, подчеркивая чувство вкуса. Можно добавить розовый тон помады, более темный коричневый оттенок теней и немного шиммера для глаз.
- На дискотеку. Яркие эксперименты в пределах разумного. Допускается матовая помада нюдовых тонов, тушь черного цвета и небольшое выделение линии бровей. В 16-17 летнем возрасте можно акцентировать взгляд тонкой полоской подводки без эффекта «кошачьих глаз».
- Сценический макияж. Интенсивность зависит от конкретного персонажа. В некоторых случаях мейк-ап требует основательного грима с применением тональных средств, консилера, подводки и нескольких слоев туши (для эффекта больших глаз).